Как выбрать автовинил

Почему мы рекомендуем HX?

Нас часто спрашивают, почему мы рекомендуем клеить машины и иные сложные объекты в литую пленку серии HX20000/HX30000, а не в мономерную каландрированную серии ECOTAC E3000+.
Это так, потому что дорогой винил выходит в итоге дешевле.
А если раскрыть эту проблему подробнее, то вопрос исчезнет сам по себе.
Самоклеящаяся пленка ПВХ – многослойный полимерный продукт, чьи эксплуатационные характеристики определяются 2 основными слоями – сам винил и клей.
HX20000/HX30000 – многослойный литой винил, оснащенный специальным акриловым репозиционируемым клеем с продолжительным сроком полимеризации.
ECOTAC E3000+ – мономерный каландрированный винил, оснащенный акриловым клеем, активируемым давлением (немедленная и постоянная адгезия).

 Раунд 1. Винил. CAST vs CALANDERED.

Существует ряд принципиальных различий между литыми и каландрированными пленками ПВХ.
Первое из них – это, разумеется, способ их производства, что влияет практически на все эксплуатационные характеристики винила.
Для изготовления каландрированной пленки ПВХ необходимо, чтобы размягченный пластификаторами и температурой ПВХ прошел между каландровыми валами с выставленным между ними зазором, который определяет толщину будущего материала. Другими словами, ПВХ раскатывается из куска в пленку подобно пластилину. Преимущество у подобного способа изготовления материала, в принципе, только одно – низкая стоимость конечного продукта. Негативных моментов же значительно больше. На них мы остановимся подробнее.
Пожалуй, самый негативный из них – это низкий показатель пространственной стабильности. То есть как раз тот параметр, который влияет на «усадку» материала и приводит к браку в работах с каландрированным винилом. Данный эффект возникает в результате такого явления, как «память ПВХ». Молекулы поливинилхлорида имеют совершенно определенную геометрическую форму и межмолекулярные связи, определяющие строение макромолекул ПВХ. При повышении температуры межмолекулярные связи ослабляются, что позволяет легко позиционировать молекулы относительно друг друга. Другими словами, при нагревании до определенной температуры у материала пропадает «память». При охлаждении же межмолекулярные связи усиливаются, и материал стремится вернуться в исходное состояние. То есть, при длительном хранении при перепадах температур каландрированный ПВХ постепенно возвращается в свое первоначальное состояние. Это явление ускоряется более скоротечной чем у литого винила потерей пластификаторов и хорошо заметно даже на хранящемся долго листе пленки ПВХ. Получается, для того чтобы полностью устранить «память» винила, необходимо расплавить его, что, разумеется, приведет к потере рабочего материала. Стоит иметь ввиду, что разрушение винила начинается при температуре 100°С.
Второй момент заключается в том, что очень тяжело произвести тонкий и сверхтонкий каландрированный ПВХ материал, что вкупе с предыдущим недостатком затрудняет его применение при решении ряда задач, например, нанесение плоттерной резки на сложно-изогнутые поверхности.
Третье заключается в том, что при подобном методе изготовления винила достаточно сложно обеспечить проникновение молекул иного вещества в структуру макромолекулы ПВХ, что непосредственно влияет не только на срок службы самого ПВХ, но и на продолжительность удержания красящего пигмента в виниле.
Таким образом, для каландрированного ПВХ характерно следующее:

  1. Низкая стоимость.
  2. Значительная усадка.
  3. Непродолжительный либо средней продолжительности срок службы (в зависимости от типа ПВХ).
  4. Невысокая прочность.
  5. Быстрое и заметное изменение цвета при растяжении.
  6. Быстрая потеря пластификатора и пигмента.
  7. Незначительная глубина цвета.

При изготовлении литой пленки ПВХ все обстоит совершенно иначе. Никаких валов здесь не применяется.
Технология выглядит следующим образом.
ПВХ растворяется сольвентом, смешивается с красителем и пластификаторами и в жидком состоянии выливается на специальную бумагу (кстати, именно бумага позволяет создавать такие интересные эффекты как карбон 3D, кожа аллигатора, паетки и т.п.). Такая технология не только позволяет установить более прочную связь между молекулами ПВХ, пластификатора и красителя, но и добавлять иные вещества в макромолекулу ПВХ (например, бактерицид, как в случае с антимикробными пленками). Дальше ПВХ минует ряд нагревательных элементов, где происходит испарение сольвента, после чего наматывается в рулон и запускается по новому кругу. На свежий созданный слой ПВХ выливается еще один и так, как правило, 3 раза. Именно 4-х слойный литой винил считается максимально качественным и отвечающим требованиям к оклеиванию сложных поверхностей.
В итоге получается многослойный глубоко окрашенный ПВХ, не имеющий практически никакой памяти и продолжительно удерживающий в себе пигмент, пластификатор и любые иные вещества.
Единственным негативным аспектом является высокая стоимость конечного продукта.
Для литого винила характерно:

  1. Высокая стоимость.
  2. Предельно низкий показатель усадки.
  3. Максимально возможный срок службы.
  4. Максимальное поглощение УФ.
  5. Предельная для пленки ПВХ прочность.
  6. Глубокий цвет.
  7. Неизменность цвета при растяжении.
  8. Продолжительность миграции пигмента и пластификатора.

Итак, преимущества явно на стороне литой пленки ПВХ.

 Раунд 2. Клей. Hex’Press vs Solvent based acrylic.

Компания Hexis изначально специализировалась на создании клеев для всех сфер его применения. Hexis – один из безусловных лидеров в данной сфере.
Так как пленки серии HX разрабатывались специально для оклеивания сверх сложных поверхностей, где основным объектом работы являются транспортные средства и элементы интерьера, основными требованиями к клею явились: обеспечение высокой скорости и минимальной ресурсоемкости работ, исключение водного метода аппликации, простота вывода воздуха из-под поверхности винила, максимально щадящая ЛКП адгезия, простота и быстрота демонтажа клея.
В свою очередь, винилы серии ECOTAC E3000+ оснащены обычным акриловым клеем на сольвентной основе, задача которого обеспечить максимально надежное удержание винила с низким показателем пространственной стабильности на поверхности. В данном случае, безопасность для ЛКП автомобиля минимальна, а количество клея, остающегося при демонтаже пленки с поверхности чрезвычайно велико, что приводит к применению сильнодействующих растворителей и дополнительных трущих движений, что тоже не очень хорошо сказывается на состоянии ЛКП. Кроме того, данный тип клея создает дополнительные трудности при монтаже пленки ПВХ на поверхность, что увеличивает ресурсоемкость и временные затраты на 30-40%.

Таким образом, мы приходим к выводу, что применение комбинации «литой винил + клей Hex’Press» при оклеивании автомобилей в равной степени выгодно и клиенту и компании, производящей оклеивание ТС.