Автовинил своими руками

Итак, Вы приняли решение самостоятельно произвести работу с винилом. Мы попытаемся оказать Вам информационное содействие в процессе полного оклеивания автомобиля.

Основные этапы:
I. Подготовка производственной базы.
II. Выбор материала.
III. Подготовка автомобиля.
IV. Применение ПВХ.
V. Обслуживание ПВХ.
VI. Демонтаж ПВХ.

I. Подготовка производственной базы.

Для качественного производства работы Вам потребуется:
- Хорошо освещенное сухое помещение без пыли с температурным режимом 20-25°С. Если температура будет ниже – винил будет рваться и неравномерно тянуться; если выше – винил будет слишком пластичен, что тоже не очень хорошо отразится на внешнем виде конечного продукта.
- Строительный фен. Необязательно дорогой – Steinel, например, будет в самый раз.
- Макетный нож. Мы рекомендуем OLFA SVR, но можете использовать и обычный канцелярский нож. Проблема в том, что работать обычным канцелярским ножом раз в 100 неудобнее. К ножу было бы разумно приобрести комплект лезвий, так как их необходимо всегда держать максимально острыми. Советуем применять лезвия AB-50B и НЕ ПРИМЕНЯТЬ лезвия ABB-50B. Дело в том, что если Вы примените лезвия ABB-50B, то очень расстроитесь, когда поймете, что изрезали всю машину, даже не заметив этого. Каленые лезвия слишком остры.
- Рулетка.
- Ракель (пластиковый инструмент для работы с винилом). Желательно, чтобы ракель был оснащен куском алькантары или иной мягкой ткани.
- Обезжириватель.
- Специальная глина для удаления битумных пятен.

II. Выбор материала.

На самом деле, данный момент является решающим в вопросах качества, скорости и комфорта нанесения пленок ПВХ на поверхность. Мы настоятельно рекомендуем Вам ответственно отнестись к выбору винила. В принципе, о том, каким образом выбирать винил, подробно описано здесь. Тем не менее мы заострим эту проблематику и в данной статье.
А) В зависимости от метода аппликации.
Нам известно 3 метода аппликации самоклеящегося винила: с применением воды, с применением раствора для временного снижения адгезии клея, с применением специальных автомобильных винилов на сухую поверхность. На самом деле, выбор того или иного метода аппликации зависит, в первую очередь, от того, сколько человек будет участвовать в процессе монтажа винила, во вторую, от того, качество какого уровня Вы хотите получить на выходе. В этой статье мы не будем вдаваться во все тонкости всех методов аппликации, а остановимся лишь на плюсах и минусах конкретного метода.
а) Аппликация с применением воды.
Плюсы:
- возможно клеить одному, но необходима помощь второго человека для снятия винила с подложки;
- имеется возможность двигать винил по поверхности до начала накатывания винила;
- единственная возможность качественно применять прозрачные пленки.
Минусы:
- мокрые ноги;
- скользкий пол;
- провода удлинителей, лежащие в воде;
- увеличение сроков работ на 30-40%;
- продолжительное пребывание воды на границе “клей-поверхность”, как следствие, ее замерзание при температуре ниже 0°С и продолжительное воздействие воды на поверхность;
- трудности при укладке краев;
- высокая вероятность проблем при демонтаже пленки;
- продолжительность процесса демонтажа остатков клея после длительной эксплуатации винила.
б) Аппликация с применением специальной жидкости.
Плюсы:
- высокая скорость работы;
- сухие ноги и сухой пол;
- отсутствие вероятности получения электротравмы;
- продолжительный срок службы конечного продукта;
- простота укладки;
- отсутствие негативного воздействия низких температур;
- отсутствие воздействия воды на поверхность.
Минусы:
- для полного оклеивания автомобиля требует участия хотя бы 2 человек;
- появление воздушных пузырей с продолжительным сроком их миграции;
- высокая вероятность проблем при демонтаже пленки;
- продолжительность процесса демонтажа остатков клея после длительной эксплуатации винила.
в) Специальных автомобильных винилов на сухую поверхность.
Плюсы:
- самая высокая скорость работы;
- отсутствие воды и всех связанных с этим негативных моментов;
- самый продолжительный срок службы материала;
- простота репозиционирования и укладки;
- возможность работы в высоком темпе одному человеку;
- отсутствие воздушных пузырей;
- короткие сроки демонтажа пленки после длительной эксплуатации;
- отсутствие остатков клея после демонтажа.
Минусы:
- достаточно высокая стоимость материала.
Б) В зависимости от желаемого комфорта и скорости работы, качества и срока службы конечного продукта.
а) низкие показатели – мономерные каландрированные материалы;
б) средние показатели – полимерные каландрированные материалы;
в) высокие показатели – литой материал со специализированным клеем.
Таким образом, мы останавливаемся на материалах серии HX20000/30000.

III. Подготовка автомобиля.

Подготовка поверхности автомобиля – один из важнейших моментов, влияющих на качество производимых работ.
Этапы подготовки автомобиля к комплексному нанесению пленки ПВХ:
1) Общая мойка поверхности с моющим средством.
2) Разборка автомобиля (как правило, это минимальная разборка: зеркала, ручки, молдинги и т.п.).
3) Удаление сильных загрязнений (битумные пятна, цемент и т.п.).
4) Удаление грязи из скрытых полостей (зазоры между элементами кузова, уплотнители и т.п.).
5) Обезжиривание поверхности.
Кроме того, непосредственно перед нанесением винила на элемент необходимо протереть его спиртом для устранения образовавшейся пыли.

IV. Применение ПВХ.

1. Рекомендации.
2. Предварительные испытания поверхности.
2.1. Тест на отрыв.
2.2. Тест на газообразование.
2.3. Процедура дегазации.
3. Чистка.
3.1. Для чистых поверхностей.
3.2. Для загрязненных поверхностей.
3.3. Особые случаи.
4. Аппликация графики или винила серии HX20000/HX30000.
4.1. Первые шаги (ровные поверхности).
4.2. Искривленные поверхности.
4.2.1. Незначительно искривленные поверхности.
4.1.2. Сильно искривленные поверхности.
4.3. Вогнутые поверхности.
4.4. Выпуклые поверхности.
4.5. Поверхности с заклепками.
4.6. Полное оклеивание объекта.
5. Резка и укладка.
5.1. Наклонный рез.
5.2. Прямой рез с подворотом.
5.3. Прямой рез без подворота.
6. Использование строительного фена.
7. Лента и лак для уплотнения краев.
7.1. Уплотнительная лента.
7.2. Уплотнительный лак.
8. Чистка и уход за пленкой.
9. Демонтаж.

1. Рекомендации.

При полном оклеивании автомобилей старайтесь избегать нанесения пленки на неокрашенные молдинги или бамперы. Максимальная адгезия литых пленок достигается после 24 часов контакта с поверхностью.

2. Предварительные испытания поверхности.

Свежая краска должна сохнуть, по крайней мере, 7 дней при 25°C, чтобы газообразование полностью закончилось. Тест на газообразование должен быть произведен перед нанесением пленки.
Старая, грязная или слоящаяся краска должна быть отшлифована и восстановлена. Тест на адгезию должен быть произведен до нанесения пленок.
2.1. Нанесите TESA 7476 или эквивалентный кусок самоклеящегося ПВХ площадью 2,5х5 см. Произведите быстрый отрыв под углом 90° к поверхности. На клее не должно оставаться следов поверхности. Повторите эту операцию в нескольких местах (Рис. 01).
По запросу, ООО “Винил Трэйд” может обеспечить Вас клейкой лентой Tesa 7476.
2.2. Тест на газообразование.
На площадь около 15х15 см нанесите кусок клеящегося полиэстера или автопленки. Подождите 24 часа или 2 часа при температуре 65°C. Если проявятся какие-либо пузыри, это означает, что дегазация поверхности недостаточна. Эту операцию можно повторить через несколько дней или произвести нижеследующую операцию.
2.3. Процедура дегазации пламенем. (Для поликарбоната, метакрилата, некоторых типов ПВХ). Включает в себя изменение молекулярных тенденций поверхности, путем прожигания пламенем газовой горелки. Проводите пламя быстро в горизонтальном и вертикальном направлениях по всей поверхности (использовать синий кончик пламени). ВНИМАНИЕ! Никогда не оставляйте пламя в одной точке более чем на одну секунду (в противном случае велик риск разрушения обрабатываемой поверхности). Пленка должна быть нанесена незамедлительно после процедуры дегазации, так как эффект обработки поверхности исчезает через несколько минут. ООО “Винил Трэйд” не несет ответственности за любые пузыри, возникшие в результате газообразования.

3. Чистка.

В зависимости от состояния поверхности, применяются три вида чистки:
3.1. Для чистой поверхности.
Перед нанесением пленки мы рекомендуем Вам очистить поверхность при помощи HEXIS’O или этилового спирта, протереть насухо чистым материалом, не имеющим ворса.
3.2. Для загрязненной поверхности.
Очистить поверхность тканью, смоченной в Clean Hexis или ином обезжиривателе и протереть тканью насухо.
Если поверхность испачкана устойчивыми загрязняющими агентами, такими как дизельное топливо, смолы и т.п., использовать ткань, смоченную в Hexis ND 45 или ином растворителе. Если необходимо, поверхность можно тереть нежным неабразивным материалом. Во всех случаях, целевая поверхность должна быть промыта средством HEXIS’O или этиловым спиртом.
3.3. Особые случаи.
Помните, что методы подготовки зависят от типа и состояния поверхности.
Окрашенные поверхности должны быть сухими и твердыми. С момента нанесения автомобильной краски (или краски, предполагающей сушку на открытом воздухе) должно пройти не менее 1 месяца до нанесения пленки. Не крашенные металлические поверхности необходимо обработать раствором мыльной воды, а затем тканью, смоченной в растворе HEXIS’O или этиловом спирте.
Тип применяемой пленки определяет метод подготовки поверхности (технические спецификации доступны на www.hexisgroup.com).

4. Аппликация графики или винила серии HX20000/HX30000.

Ввиду того, что пленки серии HX20000/HX3000 оснащены клеем технологии HEX’PRESS, к данным материалам применим только «сухой» метод нанесения. Такая технология позволяет легко перемещать винил по поверхности, но всё же требует сильного давления ракелем в важнейших областях, таких как углы и края, для достижения оптимальной первоначальной адгезии HX20000/HX30000 с поверхностью.
Перед применением HX20000/HX30000 необходимо убедиться в чистоте поверхности.
Рекомендуемая температура для аппликации материала 15-25°C (идеально 20-25°C). Рекомендованная температура должна быть соблюдена как для окружающей среды, так и для поверхности.
Минимальная температура применения пленок серии HX30CA000B (эффект карбона) составляет 20°C. Избегайте применения данной серии в холодных условиях, так как из-за их специфической структуры эти продукты легко рвутся в холодных условиях.
Высокая влажность может привести к менее эффективному сцеплению пленки с поверхностью.
При нанесении графики в холодных условиях, монтажная пленка должна оставаться на материале несколько дней, до наступления максимальной адгезии винила.
На пленках матовых цветов и продуктах серии HX30CA000B, могут оставаться следы, особенно от ракеля. По этой причине при нанесении матовых пленок особое внимание должно быть уделено правильному углу наклона ракеля. Если какие-либо следы остаются после аппликации, их можно удалить незначительным нагревом (макс. 90°C). Внимание! После нанесения ПВХ на поверхности, требующие предельной его деформации, необходимо прогреть ПВХ в местах деформации при температуре 80-90°C для обеспечения хорошей адгезии винила в течение всего срока эксплуатации. В случае применения пленок серии HX30CA000B прогрев ПВХ должен производиться с особой аккуратностью, так как длительное воздействие тепла может привести к разрушению структуры виниловой пленки.
4.1. Применение HX20000-HX30000 на плоских поверхностях.
- Наденьте хлопчатобумажные перчатки.
- Разместите графику на поверхности (рис. 02).
- При помощи клейкой ленты или магнитов горизонтально зафиксируйте графику в верхней части, желательно на плоской поверхности (Рис. 03).
- Снимите 10 см подложки (рис. 04) и начните приклеивать винил от центра к краям при помощи ракеля (желательно, чтобы ракель был покрыт фетром или иной мягкой тканью), держа его под углом 45° (Рис. 05).
- Снять фиксатор графики и продолжить удаление подложки полностью или частично, в зависимости от типа поверхности (см. следующие пункты) (Рис. 06).
- При нанесении на плоские поверхности сильно продавите винил по всей площади, не забывая про края.
4.2. Искривленные поверхности.
Производя работы согласно пункту 4.1, Вы можете натолкнуться на маленькие или большие волнообразные выступы (углубления) на поверхности, для которых процесс аппликации будет иным.
4.2.1. Слабо искривленные поверхности, “Аппликация растяжением” (рис. 07).
- Удалить подложку полностью.
- Растянуть винил так, чтобы он соприкасался с поверхностью в местах выступов (Рис. 07, п. 1, 2).
- Прокатать винил в местах выступов пальцем или ракелем.
- Прогреть участки натяжения при температуре 40-50°C.
- Не прекращая нагрева, большим пальцем руки продавить винил в пустоты между выступами для прижатия клея к краям выступов.
- Прекратив прогрев, продавить ракелем части между двумя выступами от центра к краям.
- Если поверхность состоит из нескольких выступающих неровностей, материал необходимо прорезать в местах максимальной нагрузки.
- Как только нанесение завершено, прогреть все места максимальной деформации винила при температуре 80-90°C для окончательного термоформования продукта.
4.2.2. Сильно искривленные поверхности (рис. 08).
- Постепенно отсоединять подложку по ходу нанесения винила.
- Использовать большой палец руки или ракель для аппликации винила в углублениях.
- Последовательность аппликации: полая часть (1) – выступающая часть (2) – полая часть (3) и т.д.
- Так как в данном случае винил не испытывал критических деформаций, нет необходимости его прогрева до 80°C, но это не будет лишним в любом случае.
Внимание! В вогнутых областях клей технологии HEX’PRESS требует соответствующего давления для того, чтобы полностью вытеснить остатки воздуха из микро-каналов, так как любой воздух, не вытесненный из-под винила, может привести к дальнейшему отрыву винила от поверхности.
4.3. Вогнутые поверхности.
Когда действия согласно пункту 4.1 закончены, произвести следующие мероприятия:
- Снять всю подложку (рис. 09).
- Растянуть винил на всю поверхность так, чтобы он контактировал с выступами поверхности.
- Фиксировать винил в местах выступов большим пальцем руки или ракелем (рис. 10).
- При прогреве между 40 и 50°C большим пальцем руки продавить пленку в полые части таким образом, чтобы клей соприкоснулся с поверхностью (рис. 11).
Внимание! Клей технологии Hex’Press позволяет репозиционировать пленку во время нанесения и легко устранить воздушные пузыри. Однако, в вогнутых областях клей Hex’Press требует соответствующего давления, чтобы полностью вытеснить весь воздух, который может остаться в микро-каналах. Воздух, который не выведен из каналов, в дальнейшем может привести к отделению пленки от поверхности. Hexis рекомендует обратить особое внимание на применение Hex’Press в вогнутых областях.
После укладки винила места, которые прошли тяжелые деформации, необходимо прогреть при температуре 80-90°C для окончательного термоформования продукта (рис. 12).
4.4. Выпуклые поверхности.
Когда действия согласно пункту 4.1 закончены, выполнить следующие действия:
- Снять всю подложку.
- Прогреть винил (рис. 13) при температуре 40-50°C, растянуть его так, чтобы полностью обернуть выпуклую поверхность (рис. 14).
- Прокатать винил по всей поверхности с помощью пластикового ракеля, покрытого мягким материалом (фетр, алькантара и т.п.), убедившись в том, что материал нанесен на все выпуклые области (рис. 15) для ликвидации всех растяжений и складок.
- В случае необходимости, снять пленку, прогреть, вновь растянуть ее и произвести процедуру повторно (рис. 16).
- После данной операции, прогреть при температуре 40-50°C (рис. 17) и удалить все складки, используя ракель.
- Отрезать лишний материал, при необходимости прогреть все ребра при температуре 80-90°C.
- Нанесение окончено (рис. 18).
4.5. Поверхности с заклепками.
Когда действия согласно пункту 4.1 закончены, произвести следующие мероприятия:
- По мере наталкивания на заклепку, прогревать место при температуре 40-50°C.
- Продавить винил вокруг заклепки ракелем (рис. 19) или большим пальцем руки и сделать 2 или 3 прокола иглой, чтобы удалить лишний воздух.
- Вновь прогреть каждую заклепку при температуре 80-90°C (Рис. 20).
4.6. Полное оклеивание объекта.
- При оклеивании автомобилей запрещено наносить пленку на уплотнительные прокладки окон и элементов кузова.
- Необходимо учитывать, что пленки в горизонтальной экспозиции, например капоты или крыши, с течением времени выгорают быстрее нежели пленки в вертикальной экспозиции. Что касается срока службы продукта, Hexis не несет ответственности за части экспозиции, наиболее подверженные воздействию солнечного света или суровых климатических изменений.
- Если необходимо сделать наложение материала, Hexis рекомендует делать стык шириной 1 см.
- При горизонтальных перекрытиях наложение производить так, чтобы во время эксплуатации на наложенный край производилось меньше механических воздействий.
- При полном оклеивании автомобиля избегать нанесения HX20000/HX30000 на неокрашенные молдинги или бамперы.
Первые шаги являются наиболее важными, в связи с чем мы рекомендуем:
- Нанести (закрепить) материал горизонтально, чуть выше ручек дверей, как показано на рисунке.
- Вырезать и удалить подложку в верхней части.
- Придать пленке натяжение и приступить к продавливанию пленки ракелем.
- Как только верхняя часть нанесена, удалить остатки подложки в нижней части.
- Натянуть пленку на дверные ручки и при помощи ракеля уложить пленку по контуру дверных ручек. После того, как дверные ручки сделаны, натянуть пленку до нижней части кузова (рис. 22).
- Если возникают складки, оторвать пленку (репозиционируемый клей позволяет сделать это без проблем) и растянуть ее снова, чтобы удалить складки. При необходимости нагреть пленку при 40-50°C.
- Теперь пленка нанесена на общую площадь поверхности. Прием нанесения пленки может быть изменен, в зависимости от типа поверхности и навыка мастера, осуществляющего нанесение (рис. 23).

5. Резка и укладка.

Необходимо оставить перекрытия винила (край) шириной 5см.
Если есть части, прилегающие к элементу, покрываемому винилом, оставить перекрытие на соседнюю часть шириной 5 см.
Затем перейти к разке и укладке в зависимости от выполняемой задачи. Запрещается держать лезвие перпендикулярно к оклеиваемой поверхности, чтобы не поцарапать краску.
5.1. Наклонный рез.
Этот метод резки должен применяться, если оклеиваемая часть имеет тонкую границу, а прилегающие части имеют прямые и широкие ребра (рис. 24). Как правило, это работа с дверями машины и капотом.
- Надеть перчатки.
- Использовать только новое лезвие.
- Выделить контур элемента рукой в перчатке (рис. 25).
- При резке, лезвие должно быть направлено против тонкого края части, на которую наносится винил. Нож держать, как показано на рисунке (рис. 26).
- Завершить, проведя ракелем по всему тонкому краю разреза (рис. 27).
5.2. Прямой рез с подворотом.
Этот метод следует использовать, когда покрываемая винилом часть и прилегающая часть имеют прямые края (рис. 28). Например, контуры фар.
- Надеть перчатки.
- Использовать только новое лезвие.
- Выделить контур элемента рукой в перчатке.
- Лезвие ножа должно быть размещено вплотную к краю прилегающей части. При работе проверять, что рез производится четко по одной линии (рис. 29).
- Завершить, обработав разрез ракелем (Рис. 30).
5.3. Прямой рез без подворота.
Этот метод, как правило, используется для разреза винила вдоль шва.
- Использовать только новое лезвие.
- Выделить контур части. Удалить излишки винила с прилегающей части, уложить винил в полость, используя ракель, чтобы выделить край шва или детали (рис. 31).
- Лезвие должно быть размещено на плоскости между деталью и швом перпендикулярно шву. Рез вести осторожно, не меняя направления (рис. 32).
- Удалить излишки винила.
- Завершить, уложив винил в месте реза ракелем.

6. Использование строительного фена.

- Использовать строительный фен при сухом методе аппликации на сложные поверхности (вогнутые, выпуклые, клепаные).
- После того, как аппликация закончена, прогреть феном все части, которые претерпели тяжелые деформации (рис. 33). Температура нагрева должна быть между 80 и 90°C. Вы можете проверить это при помощи лазерного термометра, либо, располагая достаточным опытом.
- Нагрев активирует клей и ускорит адгезию. Таким образом, винил будет окончательно отформован.

7. Лента и лак для уплотнения краев.

Hexis не рекомендует использовать уплотняющий лак при аппликации пленок серии HX20000/HX30000 на транспортные средства (во избежание любых рисков повреждения поверхности).
Но в некоторых случаях, таких как аппликация HX20000/HX30000 на поезда или строительную технику, при помощи уплотняющего лака VR7077 необходимо усилить адгезию пленки на краях:
- Убедитесь, что поверхность сухая.
- Нанести 2 полоски клейкой ленты: одну на оклеиваемую поверхность на расстоянии 5 мм от края HX20000/HX30000; одну на HX20000/HX30000 на расстоянии 5 мм от края (рис. 34).
- После этого, надев защитные перчатки и очки, нанести лак в один слой при помощи кисти.
- Удалить клейкую ленту через 15 минут после нанесения лака.
- Время высыхания варьируется, в зависимости от толщины нанесенного лака и температуры окружающей среды. Оптимальное время сушки составляет 24 часа. Любое механическое воздействие (чистка и т.п.) должно быть ограничено в течение этого времени.
Запрещается контакт лака с уплотнителями стекол.

V. Обслуживание ПВХ.

Литую пленку HX20000/HX30000 можно чистить обычными (желательно бесконтактными) методами чистки, с чистящими и моющими средствами, используемыми для профессионального обслуживания транспортных средств и рекламных конструкций. Тем не менее, будьте осторожны при чистке под давлением. Используйте среднее давление на расстоянии не менее 50 см при максимальной температуре воды 35°C.
Внимание! Пленку нельзя мыть в течение 48 часов после нанесения из-за риска снижения силы адгезии, что может привести к отрыву пленки.
Внимание! Запрещено применять моющие средства, содержащие коррозионные вещества.
Hexis не несет ответственности за пленки, поврежденные в результате чистки с применением неизвестных присадок к моющим средствам.
Автомойки, оборудованные вращающимися щетками, могут нанести повреждения виниловым пленкам.
Например, факт, что после 10 автоматических моек появляются полоски на полиуретановой краске, следовательно, эти механические воздействия могут повлиять и на виниловые пленки, что освобождает Hexis от ответственности.
Hexis рекомендует всегда производить тест чистящего вещества на небольшом участке поверхности, прежде чем приступать к полной чистке покрытия.

VI. Демонтаж ПВХ.

Несмотря на то, что пленки серии HX20000/HX30000 оснащены удаляемым клеем, после продолжительной эксплуатации винила удаление клея необходимо производить внимательно. Тем не менее, следуя инструкциям, удаление будет производиться легко.
- Начиная с любого из удобных углов, при помощью тепловой пушки или строительного фена, начать удаление пленки при температуре около 60°C.
- Поддеть пленку с угла, не повредив поверхности, и производить медленный отрыв прогретых частей пленки. Продолжить отрывать пленку под углом 70 – 80° относительно поверхности. Если угол слишком большой или слишком маленький, существует риск разрыва пленки, что осложнит ее демонтаж.
- Всегда отрывать пленку медленно и только в прогретых областях, что существенно уменьшит риски оставить клей на поверхности или разорвать винил.
- Продолжая прогрев, осторожно снять всю пленку. Не допускать перегрева пленки, изменения угла и скорости отрыва.
- Если часть клея остается на поверхности, тканью, смоченной в DECOLL’VIT или бензине, протереть поверхность для удаления возможных остатков клея.
- Если ранее был применен краевой герметик VR7077, его можно удалить ацетоном. Внимание! Никогда не наносите жидкости на уплотнители окон и других кузовных элементов. Перед использованием любой из жидкостей, пожалуйста, ознакомьтесь с техническим листом продукта, доступном на сайте www.hexisgroup.com.

Мы абсолютно уверены, что Вы по достоинству оцените простоту и удобство работы с пленками серии HX20000/HX30000!